#046 6.05.2002

 

Содержание:

1. СХВАТКА
LoserOfHome

2. И еще немного о системном флоте.
Горнал

Всё ближе и ближе...

 


...к ПОБЕДЕ!


Главный редактор, Churcher.

P.S. Материалы присылайте на:
churcher@mail.ru
Официальный сайт располагается по адресу:
http://vio.uplanet.ru
Подписаться на рассылку ВИО всегда можно, послав пустое письмо по адресу:
vio-subscribe@gornal.netbridge.ru


   LoserOfHome
СХВАТКА
Часть 2
 
Трагедия ошибок
---------------

На первый взгляд, может показаться, что, играя с командной Литвы, у Нска небыло проблем и все было безоблачно, я имею ввиду не стартегическое положение или экономику, не победы или поражения, а обыкновенную рулежку. Все мы люди, и всем свойственно ошибаться, к сожалению в этой игре процент брака в рулежке у команды Нска был необычайно высок, сравнивая игру с Нижним я просто не понимал, что происходит.

Первую треть игры, было такое чуство, что нашу команду сглазили. К счастью, нам удалось решить эти проблемы и действиями наших рас в бою, экономике и некоторох других аспектах игры компенсировали ошибки, допущеные на первой стадии игры. Предполагаю, что в команде Литвы тоже было не все гладко, тем неменее раскажу о наших приключениях.

Одна из основных проблем, которая долгое время преследовала нашу команду, это проблема командной рассылки. Рассылка организованная расой Кто-То (также СтилРетц) еще в прошлой игре в этот раз часто подводила, особенно ей было свойственно в районе с пятницы до вторника просто не работать.

Поначалу мы, отправляя письма, не понимали этого и начали появлятся проблемы. Когда дошло, СеньерБравес создал резервную рассылку и ей начали довольно активно пользоваться. Сразу как-то не обратили внимание, у новой рассылки была особенность: если игрок просто нажимал ответить, то ответ уходил не всем, а тому, на чье письмо был ответ, предыдущая рассылка в любом случае отправляла письмо всем, если письмо полученно было через рассылку. Эта особенность рассылки сыграла очень негативную роль в судьбе расы БотСада в момент разыгрывания ситуации в том районе. Когда обратили внимание на эту фишку было уже поздно. В дальнейшем больше эта особенность нам не вредила, хотя бывали накладки по забывчивости.

Потом в средине игры рассылка СеньерБравеса тоже приказала долго жить и Езуит, в помощь рассылке Кто-То,создал еще одну, она работала справно до конца игры, но почту для страховки уже посылали в обе и очень важное еще и дублировали тем расам которых непосредственно касалась информация. В общем, связь кажется мелочью, но благодаря проблемам с таковой до сих пор считаю что БотСад послужил бы команде Нска более продуктивно, а для команды Литвы доставила быгораздо больше хлопот и на гораздо большем промежутке времени, но что получилось то получилось. Итог, связь на момент игры с Нижним Новгородом проблем доставляла на порядок меньше и ни разу не привела к негативным последствиям.

Вторая проблема не успела подвести нашу команду, так как ее своевременно заметили и с ней разобрались. Еще с прошлой игры МирКино написал сшивалку репов которой мы и пользовались для получения командного репа. По ходу первой игры ее улучшали и устраняли баги. Но в игре с командой Литвы всплыл новый глюк и при расчете сил противника и своих сил на этом можно было хорошо погореть, могло хватить одного раза, но вовремя поняли что к чему, МирКино и Юнс разобрались с проблемой и сшивалка снова заработала, а пару ходов пользовались трюком по исправлению бага предложенным Осером, не совсем удобным, но эффективным.

Третья проблема, которую команда Нска считает довольно серьезной и которую поначалу не получалось решить, это контроль хода. В игре с НН пришли к тому, что несколько игроков МирКино, Юнс, ГЛ, Черномор и я за сутки до хода начинали проверку ходопроизводства. В зависимости от того кто был свободен, если время до хода было, то уведомляли игроков о возможных проблемах, если время небыло, то в тех вопросах, где не могло быть двоякого толкования проблемы, доруливали до общего плана и предупреждали о доделках.

Сделан ли ход в принципе, разгружены ли транспорта, то что строится не спроектировано ли криво с точки зрения достроится за ход или за несколько ходов. Также если две или больше расы должны были действовать по совместному утвержденному плану, проверялось отправлено ли то что должно было улететь и туда ли отправлено, строится ли то что предполагается, выставлен ли мир тем расам которым нужно его выставить и тому подобное. В игре с Литвой Черномору проблемы с связью, а потом его болезнь не позволили выполнять эти функции. МирКино, ГЛ, Юнс из-за изменений связанных со сменой работы или со сменами, произошедшими на работе, не могли на этот раз выполнять эти функции. В результате после нескольких первых проколов Сеньер Бравес начал проводить поверхностную проверку ходов на наличие неотработанных команд и на то, сделал ли ход вовремя в принипе.

Когда у меня появлялось время, то тоже подключался к проверке, но уже более глубокой, но это случалось эпизодически, работа в этом году не позволяла уделять этому процессу много внимания. В средине игры к этому процессу также подключился Осер, и последнюю половину игры проблему контроля ходопроизводства совместными силами удалось решить.

Четвертая и довольно серьезная проблема - ошибки в рулении. Все началось с первых ходов.

Реп номер 3. Раса Метро. Вместо одноходовой турельки массой 49.5 спроетирована турель массой 49.99 и она, соответственно, не достроилась, с горяча турелька была разобрана на мату, но и не разбери ее на мату, разобрать на материалы что либо массой 49 себе дороже, а абгрейдить было нечего, были более приемлемые выходы из ситуации, но разбор на мату не позволил их осуществить.

Учитывая, что раса находилась в окружении четырех рас противника Ренегата, Джолерниа, Кентавра и Салангая, потеря массы 49.5 была тяжелым ударом, сразу следующим ходом стало ясно, что на Метро готовят атаку Ренегат и Джолерниа.

На 7-м ходу был штурм ХВ Метро, мы проиграли бой, масса 49.5 в зависимости от того что построилось, турелька-дроны-ХДки -перфик давала бы в эту драку от 5 до 20% в нашу пользу дополнительно, и нет гарантии что на 50% можно было бы выиграть, но шансов на Метро было бы больше, да и потери нанесли бы в битве большие.

Реп номер 6. На планете #116 провисели ход неразгруженные транспорта Тайваня, 160 населения ход не работали и не размножались. Траспорта массой 49.5 - ход простоя. Вроде мелочь, но когда 9ть литовских рас уже имеют население и только две наших компенсируют их выгрузку, то мелочью это уже не кажется.

10й ход. Два дранспорта Демакова (которые должны были выгрузить на 1400-ке 420 населения) вернулись на ХВ неразгруженными. Как потом выяснилось, глюк Гкома, из-за ошибок округления размера трюма при определенной последовательности выгрузки дает интересную команду, при которой эти транспорта не разгружаются. ОК-и с сервера проверены не были. Итого 420 населения не работают и не дают прироста населения два хода, транспорта массой 99 и сумарным трюмом за 52 два хода можно считать не работали. На тот момент на 9-м ходу у расы Демакова уже было 2560 населения (с учетом того что один транспорт разгрузили), выгрузись на 9-м еще 420 населения, то было бы практически 3000. Учитывая, что у ближайших преследователей с литовской стороны на 10-м ходу было всего 2756, а у Демакова еще работало три транспорта меньшего размера с трюмами по 9.79. В итоге Демакова обогнал всех, но не случись накладки, то раса была бы гораздо сильнее начиная с 9-го хода. Интересный момент с одним из этих трнспортов уже в районе 25го хода произошла та же беда, но это было замечено в препарсере и оперативно исправлено.

15й ход, самый богатый по урожайности, но тут еще "помогла" Саргона. Траспорт Демакова с 9.79 кола простоял на планете подскока к 1700-ку #199. Также погибли 100 дронов Демакова от залетного террориста, оставшиеся на транзитной планете без сопровождения пушечки, дроны должны были улететь в другое место на подмогу нашему флоту. Оба прокола произошли по вине того, что ход заранее был сделан только предварительный, а доделки в день перед ходом не прошли, причем отправлены приказы были за несколько часов до хода. В тот день много чего не прошло у наших рас, но было не так заметно в последствии как эти два случая.

На следующий ход на Саргоне произошло тоже самое в день перед ходом от Саргоны не было не ответа ни привета, и у нас были бы снова серьезные проблемы, но ГМ остановил сервер и все игры и нас пронесло.

Также на 15м ходу мы увидили что 105 ХД-к Тайваня общей массой 247 ушли на Танкистов Есенина. По плану они должны были остаться на ХВ Тайваня, Тайвань делая предварительный ход (14й) отправил их на Есенина, но после обсуждения ситуации вокруг Тайваня-Есенина-ТуАрмс было решено их вернуть, что и было сделано, но вышла накладка. Сервер не отвечал и ХД-ки ушли куда не следовало. Также не прошли приказы со сдвижками 185 дронов 3Д и Есенина. Это сильно ослабило наши проценты на 16-м ходу на ХВ Тайваня. Бой пришлось давать на 52% в нашу пользу и мы выиграли, если бы сервер отработал приказы нормально у нас на ХВ Тайваня было бы подавляющее приемущество, но в общем хорошо что хорошо кончается, нам хватило и 52% и это радует, иначе нам было бы играть тяжелее.

16-й ход. Получив 16-й реп, мы увидели, что победили на ХВ Тайваня. Потом увидели, что у нас на 500-ке Тайваня недостроилась стационарная решетка, была ошибка в проектировании, ее пришлось разобрать на мату - очередные 500L произодства, жаль конечно, но последствия могли быть еще хуже, проиграй мы битву на ХВ и при этом недострой решетку, но да ладно, не все коту масленница.

20-й ход. ХВ Абсолюта, увлеклись настолько событиями происходившими в галктике, что лажанулись и не выставили мир Салангаю и Бедлунгс, в результате в битве наши шансы упали еще сильнее, а нашим кораблям пришлось косить больше сотни дронов, поставь мир - битва могла кончится совсем иначе, потери в кораблях у противника были бы больше. Но мир мы не выставили. И обратный пример - мир Салангаю был бы выставлен еще при первой попытке штурма ДВ Абсолюта, но это бы не помогло, БотСад сообщил что туда идет провокатор Салангая, оказалось что провокатор у Салангая был рядом и успевал на Абсолюта, но когда в попыхах принимали решение о вылете флота БотСада этого провокатора не заметили, а рулевой БотСада почему-то не придал ему значение, посчитав что и другие его заметили, но это больше накладки взаимодействия и нашего разгильдяйства :(

Было еще несколько подобных ошибок с недостройкой кораблей, отправкой транспортов, провокаторов, прикрышки не на те планеты куда надо, но всего не упомнишь и не перечислишь, часть из этих случаяв не привела к критическим последствиям, некоторые моменты сыграли отрицательную роль. Например, при одной из атак РецикледБина провокатор для прикрышки ушел на соседнюю планету, а на обьект для штурма летели без провокатора, драку могли запросто проиграть догадайся кто из литовской команды, но Рециклед на 500-ке бой не принял. И обратный пример - на том же РецикледБине. Вылетая в очередной раз с инкамом на РецикледБина из того, что должно было обязательно лететь, не улетело 12 ХДк Центра. Центр случайно упустил их, в результате мы проиграли драку на ХВ РецикледБина на 62% в нашу пользу, как потом показал пересчет процентов с учетом этих 12 ХДк, эта мелочь давала прирост в нашу пользу практически 10%, конечно и на 70% могли проиграть, но всетаки не такая мелочь была бы для данного случая.

Был случай недостройки корабля в районе 35-го хода, но это уже никакой роли для нас не играло, игра была сделана еще в районе 27-28-го ходов, все остальное было доигрывание. К тому же было по ходу куча накладок с подсветкой планет, порой не подсвечивалось по пару ходов то, что было необходимо, потому что забывали послать дрона или посылали на соседнюю планету, или был случай на ХВ Гоблина - дрон не дотянл сотую долю и планета оказалась опять неподсвеченной.

Надеюсь, что теперь будет все более понятно, как все было на самом деле, и что мы совсем не команда роботов или супер игроков, обычные игроки, обычные накладки, обычные проблемы, все как у всех, все как у людей :)

Демакова, статист или опора?
----------------------------

Занимал тертье место в турнирной таблице в конце игры. Выбросило в начале игры очень удачно, вокруг только наши расы, с одной стороны жил Бедлунгс, но между ними была дыра - расстояние между ними 81 и никаких планет подскока. Также рядом оказался 1400-к и 600-к, не так уж плохо для начала. Самый крупный боевой корабль, построенный Демаковым за игру, был крейсерок массой 40.5 с дефенсом 37.11 и тремя пушками по 9.4, потребовался в момент когда была вероятность получить распределенный удар по планетам одиночными кораблями, в остальных случаях Демакова готовы были прикрыть Затулинка, Центр, Есенина и СухойЛог.

Салангай написал, что Демакова - аналог Тентаклес, только Тентаклес действовал эффективней. Позволю себе не согласится. Эффективность действий Демакова подтверждена результато игры. В задачу Демакова не входило вести активные действия, его задачей была поставки прикрышки и развитие экономики на ближайших от него планетах. Демакова блестяще справился, несмотря на несколько накладок допущенных в начале игры.

Первую половину игры Демакова был лидером Нска по населению, индустрии, дефенсу и драйву, при этом его прикрышка помогла убить Ренегата, Джолерниа, РецикледБина, защитить ДомСоветов, Затулинку, поддержать Есенина, Авиастроителей, Рулез, Тайвань, Центр и даже был момент, когда Демакова организовал переброс прикрышки на планеты Фрунзе, но Рикис не рискнул атаковать Фрунзе.

В дальнейшем на первое место вышел Фрунзе, как по населению и индустрии, так и по дефенсу с драйвом, и Демакова стал вторым номером по снабжению ХД-ками, но связано это было в первую очередь с тем, что Демакова было некуда развиваться, вокруг были только Новосибирские заселенные планеты. Но до конца игры Демакова для бижайших соседей так и остался главным поставщиком прикрышки.

Демакова был дефенщиком, никаких бомбардировок и рейдов его корабли не совершали, но разве это главное?.. Главное, что его прикрышка была там где нужно и когда нужно, вот и вся история нашего дефенщика, только в отличии от Тентаклес он не получил за всю игру не одного бомбинга и не имел в своем распоряжении столько хороших планет как Тентаклес. Вот и вся история.

БотСад, борец с беспределом рандомома

-------------------------------------

Увидив как выбросило эту расу, сразу решили - не желец. Один из вариантов действий для этой расы было создание флота, достающего за два хода 500-к Ариана и 500-к Абсолюта. И по ситуации возможное нанесение удара в Ариана, разворот и уход на закопанное к тому времени ХВ и угроза Абсолюту.

Был ход, когда можно было рискнуть вылететь к Ариану, не факт что выгорело бы, но все возможно. Потом последовали предложения не рисковать и начать зарывать ХВ, но рулевой БотСада больше склонялся к совершеннию рейда, но в командной рассылки предложение по закапыванию ХВ не заметили. Следующий ход уже другой игрок предложил начать зарывать ХВ, но опять письмо ушло на прямую рулевому и он опять выступил за продолжение строительства скоросного подвижного флота. На самом деле пройди два письма от разных игроков в рассылку о том что считают что нужно готовить оборону, то району привлекли бы больше внимания и скорее всего большинство было бы за оборону и оборону бы построили, но не сделали - сами и виноваты.

Следующим ходом было уже поздно, на одно из ДВ БотСада шли инкамы Салангая и Ариана. Салангай был далеко и его достать было нельзя. Ариану на помощь шел Чугунок, а на 500-ке Ариан начал строить стационары. Если и вылететать к нему, то надо было раньше. Абсолют начал тоже готовится к втрече. БотСат хотел вылететь на Абсолюта, но это не вписывалось в планы Рулеза, ЗолотойДолины, Первомайки и Есенина, на Абсолюта стоило БотСаду вылетать только после того, как был бы снесен Маэстро, а к нему только на текущем ходу должны были вылететь, и еще нужно было несколько ходов на то, что бы сбомбить Маэстро или хорошо надкусить, потом два хода лета до Абсолюта.

БотСад просил поддержки от Первомайки, но если Первомайка оказывала большую помощь, то ее без проблем бы бивал Бедлунгс и Тентаклес. В этот момент еще всплыла проблема того, что БотСаду предлагали зарыться на два, потом на ход раньше, и то что БотСад знал когда будет вылет на Маэстро и поняли что с рассылкой проблемы. Пока со всем разобрались и все утресли, а для этого еще решили в день перед ходом собраться в пелеменной Новониколаевская и обсудить это. В результате посидели хорошо ;), но никакого решения толком не приняли. Лучше бы посидели за компом. Утром БотСад вылетел на Абсолюта, для его усиления пошла турель Первомайки и немного дронов, так сказать полумеры, ни там ни там, большего с Первомайки снимать было нельзя. Впопыхах не заметили, что на подходе провокатор Салангая, БотСад заметил но подумал что и другие заметили его. Другие же в расчет дронов Салангая не взяли. В результате прошли мимо супер хода, качнуть на 500-ках боевые техи, на ХВ собрать все корабли БотСада и потом их абгрейдить на ХВ, а потом, когда абгрейдить будет нельзя, увести большой и хороший флот на ХВ Первомайки.

В итоге на ДВ Абсолюта флот БотСада лег вместе с турелью Первомайки. Дроны, что строились еще несколько ходов на БотСаде, улетели на ХВ Первомайки, часть их потом погибла в бою на ХВ Первомайки, а часть еще два хода прилетали туда и гибли "за так". Остальных уцелевших дронов успели использовать до обездвиживания для подсветки Салангая, Ариана, Абсолюта и пустых планет.

В целом БотСад умер не за зря, отвлек Салангая и дал время ДомуСоветов помочь Фрунзе против Рикиса и Центру против РецикледБина, и, благодаря тому, что корабли Салагая задержались в районе БотСада, ДомуСоветов удалось сбомбить частично ХВ Салангая. Также Абсолют и Салагай в битве против БотСада хоть и выиграли, но при этом понесли опеределенные потери и Абсолют настроил стационаров и тихоходов, которые не годились для атаки Рулеза и ЗолотойДолины. Также Ариан готовился встречать атаку, и часть ресурсов потратил на оборону, как оказалось зря. Вот такая судьба самой непродуктивной расы Нска в этой игре. По моим впечатлениям, мы могли при помощи этой расы добится гораздо большого, но несогласованность и цепочка случайностей не дала этого сделать, сами и виноваты.

О стратегии и приемах
---------------------

Коль речь шла о БотСаде и вспомнил, как не догадались увести флот БотСада на ХВ Первомайки, то сразу вспомнилось, что литовцы наоборот этот прием использовали в полной мере, но кажется перебарщивали и сильно.

Литва часто использовала прием увода флота с атакуемой Нском планеты или расы на соседнюю более ценную расу или планету, что зачастую для самой же Литвы выходило в дальнейшем боком. Нск, в отличии от команды Литвы, практически всегда давал бой, даже если проценты были явно не в пользу Нска (пример битва на ХВ Первомайки или вторая битва на ХВ Тайваня на 25%). Нск добивался при этом или уменьшения группировки противника до приемлемого придела, чтобы потом без проблем перекрывать развитие атаки литовского флота или уничтожал практически всю прикрышку и часть кораблей, тогда движение литовского флота в глубь было вообще бы проблематично, или выигрывали драку на худших процентах. При этом вырабатывали у литовской команды рефлекс, что Нск в любом случае даст бой и неизвестно что успеет собрать и чем это для сторон закончится, видимо поэтому литовская командачасто проявляла осторожность там, где нам по идее встречать было нечем.

Литовская команда дважды дала бой на худших процентах: на Кентавре и РецикледБине, и ни разу не пожелела об этом, в остальных случаях она просто сдавала без боя планеты и расы. Одно из пагубных последствий этого механически выполняемого приема было то что флот рас Ренегад, Джолерниа, Маэстро, РецикледБин, Рикис, ТуАрмс простаивал без дела на планетах соседей и старел в технологическом отношении. Когда же Нск добирался до планет которые эти флоты охраняли, то оказать сопротивления эти флоты не могли. Были редкие исключения, когда эти корабли внесли свою лепту в оборону соседий, но в целом такая практика, на мой взгляд, оказалась порочной, чем команда Нска незамедлительно воспользовалась.

Используй флоты этих рас литовская команда в бою на тот момент, когда эти корабли считались новыми, то пользы литовской команде это принесло бы гораздо больше, но видимо у литовской стороны на такое использование флота были свои более веские причины или просто не знали как лучше задействовать эти силы.

По репортажам Салангая у меня сложилось впечатление, что он переоценивал фактор того, что у команды Литвы в некоторые моменты было преемущество по массе флота, доходившее как он писал до 1300т. Во первых, эта масса была раскидана по галактике, а не собрана в кулак и не могла быть применена эффективно, а приемущество на разных фронтах в 100, 200 массы большого эффекта не дает. Во вторых, Нск практически всегда лидировал в техах и строил корабли в большистве случаев на лучших технологиях, то есть при одинаковой массе Нск имел некоторое приемущество, а при меньшей массе флота компенсирвал недостаток массы технологиями. В третьих, важно не сколько флота имеют команды, а как его используют, простаивает он или действует, по моим впечатлениям флот Нска работал лучше флота команды Литвы, больше передвигался и оказывался именно там где больше был нужен в текущий момент и меньше простаивал, бывали в целом по игре накладки, но в сумме в этом аспекте Нск переиграл Литву. Также команда Литвы начиная с первых ходов много потратила массы на тихоходный флот, который был пригоден только для обороны. Примеры тихоходов у рас Беовульф, Бедлунгс, конечно, они сыграли свою роль и дали этим расам пожить дольше, но в целом ослабили атакующую мощь литовского флота на начальном этапе и не дали литовской команде реализовать некоторое приемущество в массе.

Также есть еще несколько наблюдений по этому поводу, такие как то что у Нска практически всегда производительнасть была выше, чем у команды Литвы и за ход Нск мог клепать массы больше, но Нск предпочитал часть производства вкладывать в науки и индустрию, что бы потом давить технологиями и увеличивать производительность, заострять внимание на всех подобных фактах невозможно, да наверно для читателей это и не очень итересно.

Авиастроители и округа(0-16й ход)

---------------------------------

Обратный пример БотСада, действия расы Авиастроители.

Изначально раса Авиастроители была распределена рандомом не совсем удачно, по нашей предворительной оценке погибнуть она могла второй по счету после БотСада, тем не менее Метро и Первомайка лишились планет, а Авиастроители оказались крепким орешком для команды Литвы.

Первоначально находился в полукольце из Кентавра (расстояние 39.56), Утеноса (Гоблин, расстояние до Авиастроителя 25.76), Тентаклеса (чуть в удалении расстояние 49.1, но сам в полной безопасности от любого воздействия наших рас, а прикрышку мог поставлять без проблем), Бедлунгса (на расстоянии 25.74).

Ближайшая раса Нска к Авиастроителю была Затулинка, на расстоянии 43.43. Надежда была, что Первомайка сможет хоть как-то связать Бедлунгс, но Первомайка не устояла против совместного литовского флота Бедлунгс, Маэстро, Абсолюта, Тентаклес. Вторая надежда Авиастроителя была на то, что совместный флот Затулинки, СЛ и Демакова убьет Ренегата и как вариант выйдет на Кентавра, но он мог уйти на Салангая или Джолерниа, в итоге ушел на Джолерниа, но Кентавра на время отвлек.

Основным же помошником Аивастроителя в борьбе за район должны были стать корабли новой постройки Затулинки после ликвидации Ренегата и новой прикрышки, что мог подбросить Демакова после того как Ренагата не станет и пропадет возможная угроза контратаки на Затулинку. При этом Демакова обязан был совмещать много других задач, это раскачка, поддержка Центра, Есенина, Рулез. Затулинка была изначальна сорентирована на борьбу против Кентавра, Утеноса(Гоблина), Бедлунгс. Задача Авиастроителям стояла продержаться до гибели Ренегата, чтобы дать время Затулинке и Демакова, и если это удасться, то служить форпостом на подскоке к Затулинке и трамплином к противнику.

Авиастроители первый ход как и все качнула драйв, суть выбраной стратегигии была в том, чтобы сначала построить флот, достающий за два хода до планет Бедлунгс и Утенос(Гоблин), хотя-бы до одной у каждого, и создать угрозу вылета на противоходе. Чтобы литовцы боялись размена, ведь он им был невыгоден - за плохо расположенную нашу расу отдавать нормально расположенную, они не должны были.

Но, Нску размен был совсем не нужен, тем более, по игре с Нижним мы знали, если противник создает кулак который врывается на нашу территорию из флотов нескольких рас, то это чревато катострофой и остановить его сложно, так как даже создав группировку более сильную для встречи угадать, где встречать не всегда возможно. Также существует опасность распределенного удара сразу в несколько планет, а потом сбор уцелевшего еще где-либо в кулак. И лишает защищающуюся сторону инициативы. А флот одиночной расы, даже если сможет убить расу, которую отдадут на размен, на первых техах будет убивать долго и дальше пойти не сможет при тех скоростях, что в начале, да и погибнуть может легко - раса под бомбингом не будет-же манекеном для битья и ей могут помочь, а расе одиночке потерявшей планет никто не поможет. В начале игры очень эффективны только большие флоты.

Также наличие быстрого флота Авиастроителя должно было сдерживать часть сил Бедлунгс, чтобы он не рискнул снять большие силы на атаку Первомайки и пугать Бедлунс возможным ударом в два смычка со стороны Авиастроителя и Перомайки. Задача же Первомайки была почти та же, что и Авиастроителя, сдерживать противника до поры до времени, но добиваться этого можно было с более активной позиции, это и подвело. Предполагалось, что флот, штурмующий Маэстро, пойдет дальше на Абсолюта и Первомайка будет усиливать этот флот и оборонять себя, а уже после смерти Абсолюта заняться Бедлунгс. Как показало время, Первомайке нужно было действовать как Авиастроителям, строя более сильные корабли за счет понижения процента движков, а в момент вылета флота БотСада на Абсолюта начать зарывать ХВ, но этот момент был упущен.

Имея неплохую концепцию действий для БотСада, она предпологала тоже зарывание ХВ в нужный момент, этого не было сделано, БотСад был сдан задешево и не был сделан увод флота Ботсада на ХВ Первомайки. По несогласованности (подвела рассылка) решения, которые предложили игроки, были упущены, в итоге сыграли как сыграли. Первомайка последовала автоматом за БотСадом в вечность. Удачно в этой истории для команды Литвы распорядился флтом Маэстро, послав его в Атаку на Первомайку, его ждали на Рулеза или 3Д.

Бедлунгс изначально был расположен не очень удачно с точки зрения развития, у него рядом не было свободных планет. Он мог развиваться только на планетах захваченных и если ему некуда будет развиваться, то он современем ослабнет относительно других рас, так и вышло.

Создав и показав этот флот противнику, вторым этапом Авиастроители должны были подготовится к обороне ХВ. В основу было положено, что 500-ки в случае чего сразу сдаются без боя, при виде привосходящих сил идущих в инкаме, при этом делается последний абгрейд на 500ках подвижного флота. На ДВ-ках не предпологалось строить никаких стационаров. Но для начала и стационары на ХВ не должны были строится, ставка была на тихоходы с малым процентом движков, а уже потом, в случае явной опасности, на постройку стационаров в последний момент.

Замысел практически полность удалось реализовать, даже более того.

Расположение планет Бедлунгс вычислялось без проблем: ближайшее было ХВ, расстояние до него от #149 (ближний к литовцам 500-к Авиастроителй) было 25.74. Планеты Утеноса(Гоблина) просчитывались хуже, их было четыре, причем понятно было что #97 или #53 это ХВ, но до обоих далеко. #190 и #3 - одна из них была точно 500-к, а вторая незаселенная, но какая, но обе были недалеко, на расстоянии 24.09 и 25.76. Так как самая ближняя могла быть пустой (так и оказалось), нужно было в расчет брать #190-ю, что подальше. В результате 25.74 до ХВ Бедлунгс и 25.76 до #190 Утеноса(Гоблина) - практически одно и тоже. Под них Авиастроители и стали затачивать флот, чтобы долетали за два хода. Учитывая что первым ходом был поднят драйв до 1.4, а скорость нужна была 12.89 то корабли и ХД-ки получались очень неплохие, в боевой блок шло гораздо больше 50% от общей массы.

В итоге у Авистроителя к 11-му ходу получился довольно приличный скоростной флот массой 700. При этом Авиастроители подняли еще дефенс до 1.8 и веапонз до 1.3. Также сделали 350 массы тихоходов и успели положить на ХВ 90 хороших камней и тяжелый двухходовой перф 100х3.58. Заставили потратить Бедлунгс 400 массы на оборонительный флот. Раса Гоблин (бывший Утенос) практически все это время бездействовала в военном плане и не очень развилась экономически.

На 11-м ходу Литва взломала ХВ Первомайки. Ренегад был уже убит, и флот СЛ, Затулинки и Демакова начал собираться на бывших планетах Метро, напротив Кентавра и Джолерниа. Кентавра от Авиастроителей неплохо отвлек Пирогово, до роковой гибели флота, а теперь отвлекал флот на планетах Метро.

После расправы с Первомайкой Литва не рискнула идти на Рулез, который поднял дефенс и которого могли поддержать 3Д, Есенина и Демакова, а также флот, что убил Маэстро, давил на Абсалюта. Флот Литвы перегруппировался и частью пошел на Авиастроителей, частью рассредоточился на планетах Абсолюта и Первомаки.

Мне это представляется это как большая ошибка Литвы. Они пытались решать свои задачи не взаимосвязывая свои действия с действиями в других районах. Неплохо взаимодейстуя с ближайшими соседями, они упускали то что можно взаимодействовать на большем пространстве. В данном случае расы ТуАрмс, Беовульф и Чугунок, при поддержке освободившегося после смерти БотСада Ариана, давили на район Есенина-Тайваня, а эти две расы не могли в одиночку противостоять такому давлению на двух направлениях и им оказывали помощь 3Д и Демакова, разрываясь на два фронта. Сам Есенина помочь толком Рулезу не мог, 3Д и Демакова если бы и помогли, то не так сильно. Стоило группировке Литвы надавить на Рулеза или 3Д, усиливаясь новыми вливаниями за счет постройки на Абсолюте и Тентаклес плюс частью постройки на Бедлунгс и при этом провести атаку с планет ТуАрмс на Тайвань или Есенина, и Литва наверняка бы пробила хоть одно из направлений и могла развить успех, но этого не было сделано. И в дальнейшем Литва так и не наладила синхронность крупных операций на разных направлениях в разных концах галактики. Получалась были хорошие локальные операции в которые могли подклю- чаться по 6 - 7 рас Литвы, но они не были связаны с другими и все происходили в разное время.

13й ход. Идут инкамы на ближний к литовским расам ДВ Авиастроителя, инкамы идут с Гоблина, Тентаклес, Бедлунгс и планет Первомайки, часть того флота что штурмовала Первомайку, в сумме порядка двух тон. Авиастроители действуют по намеченному плану. Прячут флот массой 700 в апгрейд, на втрой 500-к присылают 400 массы для апгрейда на следующем ходу, когда будут бомбить втрой 500-к. И продолжил на ХВ строть стационары, а на ДВ, которое еще не было под ударом, достраивал медленный двухходовик, достающий только до ХВ. Все укладывалось в рамки запланированного, кроме одного. Нск даже не предполагал, что Авиастроителей так долго не тронут, Литва могла снести 500ки несколько ходов назад, но не рискнула. Гоблин сыграл исключительно пассивно, при этом Авиастроителям удалось за это время даже слегка потеррорить планеты Гоблина - сбить транспорт с колом массой 49.5 и дать бой турелько на ДВ Гоблина с 35% на успех, но не повезло, а буть дронов побольше то Гоблин мог бы еще сильнее погореть.

Также при виде инкамов, Затулинка и Демакова начали перброску прикрышки, в основном дронов и немного ХД-к (в сумме 481 единицу) для оказания помощи при защите ХВ Авиастроителя, и остатки дронов, ДВк и террористов Метро потянулись на ХВ Авиастроителя.

Флот Литвы, атаковавший планеты Авиастроителей, имел общуюю массу 2700, из них большая часть имела скорость в районе 12, ХВ Авиастроителей им было не по зубам, а скорость не позволяла слетать на Затулинку. Если лететь с инкамом - четыре хода лету, причем впритык, расстояние до Затулинки 44.78, а если через подскок, то два хода до планеты подскока и три с инкамом до 500-ка Затулинки. До ближайшей колонии Демакова 57, а до родных как до Китая пешком.

Затулинка, нисколько не беспокоясь, качала везде науки и возила кол на 1700-к. А Демакова на ближней своей планете к Авиастроителям, 1400-ке, качала индастри, на 500-ке, ближнем к Авиастроителям, науки, а на планетах что ближе к другим нашим расам клепала ХД-ки и слала на помощь Центру, Есенина, Рулез и Тайваню. Обе расы получили время, которое им дал Авиастроитель.

Это был крупный успех Нска. 2700 флота Литве надо было возращать домой, на апгрейд, или на защиту, на что угодно, если оставлять на Авиастроителях - безнадежный простой. Авиастроитель бы продолжал ложить стационары, а его техи - веапоз 1.39 и дефенс 1.8 - против веапонза Бедлугс 1.39 и дефенса Гоблина 1.32 были хороши.

16й ход. Литва несолоно хлебавши улетела с инкамами домой на родные планеты. Район остался за Нском. Бедлунгс и Гоблин (17 и 18е место в рейтинге соответственно) сильно отстали от Затулинки и Демакова (третье и втрое место в рейтинге соответственно). Упустили время, оставили форпост Нска у себя под боком, Нск в начале игры ошибался часто, но сам ошибок не прошал, время работало на Сибирь.

Корабли, небольшие наблюдения
-----------------------------

Сравнивая флоты Нска и Литвы бросались в глаза некоторые моменты.

У Нска обычно в составе флотов малое количество дул, массой обычно 99, редко 149.5 массой 198 вообще не делали. Больший уклон в турели малого и среднего калибра, крупнокалиберных почти не делали. Этому способствовало малое количество дефенщиков в составе литовской команды и то, что их дефенщики расположены были как бы в тылу и не могли неожиданно подвести к планетам Нских рас непробивашки. Нским флотам также было свойственно наличие большого количества тяжелых перфов, легкие в начале игры старались строить реже, а когда вырос веапонз, тогда стали появлятся больше легкие, но за счет техов они были уже посильней.

Отсутствие карго на кораблях, за всю игру карго было поставлено примерно на 12-ть боевых кораблей причем с карго перестарались БотСад и Авиастроители (пришлось убеждать игроков, что им это не потребуется и вводить лимит на количество, кораблей которые могут иметь карго). Как показали дальнейшие события, БотСаду колонисты точно не потребовались, только ослабили корабли в бою. Наличие же кола у Авиастроителей большой пользы не принесло, более того, не дало расе Демакова занять планету по рауту в конце игры, так как Авиастроители успели случайно пометить эту планету, не собираясь ее в дальнейшем заселять. Учитывая, что и войну Демакова не могло поставить Авиастроителям, ХДки и провокатор Демакова практически все время входили в состав флота Авиастроителей.

Два корабля СЛ и по одному у Есенина, ЗолотойДолины и Тайваня имели также единичку карго, но для специальных целей, что бы помечать планеты и иметь возможность лететь дальше, чем позволял в начале игры драйв, если бы это потребовалось (потребовалось только СЛ).

У литовской-же команды, напротив, в составе флотов присутсвовало большое количесвтво дул, причем большой массы 149.5 и 198, также было много турелей крупного калибра. Более четкое деление на турели, тяжелые перфы и легкие перфы, а промежуточных кораблей, нечто типа перфо-турель практически не наблюдалась. Как бы были градации: легкие перфы, разрыв, тяжелые перфы, разрыв, турели, разрыв, крупные турели, разрыв, дула - как бы дискретность. Много было монстров, турели на стволов 40, а то и 70, их легко было забрасывать дронами, что Нск порой и делал.

Такое чувство, что каждый игрок Литвы строил корабли под себя, а то, что строил сосед и то, что их корабли будут в составе одного флота как бы в расчет не бралось. Наличие же карго на литовских боевых кораблях и мелких террористах было просто черезмерным, это было бы еще оправдано если бы в игре работала фича +1, но она была отключена.

Нск в данном вопросе придерживался простого правила, если нашу расу могут обездвижить, то тогда есть смысл при последних постройках поставить карго на корабли, да и то, можно же корабли бросить в атаку или принять бой на своих планетах. В случае если видишь что уже все, следующим ходом остановка, то бросай корабли к ближайшей расе родной команды, для прикрытия ее планет.

В конце игры в составе литовской команды уцелело 20 боевых кораблей единичкой карго и четыре террориста с единичкой карго. По ходу игры Литва потеряла порядка 52-х боевых кораблей с единичкой карго и порядка 46 террористов с единичкой карго. Итого команда Литвы построила порядка 72 боевых кораблей и 50 террористов с единичкой карго. Кажется мелочь, но террористов Литва могла построить на 25ть больше и у 72х ее кораблей можно было бы усилить броню или калибр или еще что, конечно совсем без кола на кораблях нельзя, но и крайности на мой взгляд ни к чему. Говорят, запас карман не тянет, в данном случае если загружать корабли колом, а их загружали, карман не тянуло, а скороть тоже падала у кораблей, мелочь, но все-же...

 
   Горнал
И еще немного о системном флоте.
(Заведомо ложные измышления)
 

Часть 6. Замедление техов.

(Часть 1 см. в БЛ 110, Часть 2 - NP 0, Части 3,4,5 - ВИО 1,2,14).

Одним из краеугольных камней математики галаксианской стратегии является правило, которое можно сформулировать так: соотношение массы флота и техов расы определяется формулой Tech=Mass/500. Обоснование его более или менее очевидно: эффективность флота прямо пропорциональна вложенному в строительство L (L1) и уровню технологий, т. е. L, вложенному в прокачку техов, (L2). Сумма L1 и L2 фиксированна, так как определяется только количеством ходов на подготовку и размером расы, а значит произведение достигнет максимума при L1=L2, откуда немедленно приходим к доказываемой формуле.
При всей красоте и краткости записи и легкости доказательства, данное правило - это именно правило, а не закон или теорема, т. к. содержит минимум одно в общем случае неверное предположение: "эффективность флота прямо пропорциональна ... уровню технологий". Три исключения приходят на ум сразу: Drive практически всегда (полезность скорости явно не линейна), Weapons, если враг использует дроны (качество пушек никак не заменит количество) и Shields, если планируются непробивашки (тут, наоборот, выгоднее техи перекачать). Тем не менее, для соотношения карги и транспортов почти всегда, а для боевых техов и боевых кораблей часто, правило это верно и вполне полезно. Очевидно, что при логарифмическом замедлении техов ситуация совершенно другая, так как техи от L зависят нелинейно, а значит и L1=L2 не будет точкой максимума эффективности. Как же его искать? Как известно из правил Саргоны,

Tech=1+log(1+L1/3000)

Эффективность флота тогда прямо пропорциональна величине:

E=(L-L1)*(1+log(1+L1/3000))

Приравнивая ее производную нулю, получаем:
-(1+log(1+x/3000))+(L-x)*1/(1+x/3000)*1/3000=0
(L-x)/(1+x/3000)/3000=(1+log(1+x/3000))
(L-x)/(1+x/3000)/3000=log(2*(1+x/3000))

Насколько я знаю/помню математику - тупик, в элементарных функциях решенение не получить. Но, как известно, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе: ничто не мешает нам решить эту задачку численно. При необходимой точности уж никак не больше, чем 1 L, приемлимую скорость решения можно получить даже прямым перебором, что я и сделал. Основной цикл представляет из себя три строчки вида:

for(my $i=0;$i<$L;$i=$i+$step) {

my $temp=($L-$i)*(1+log(1+$i/3000)/log(2));
if ($temp>$max) {$max=$temp;$x=$i;}
}

желающие вполне могут переписать их на что угодно или даже искать максимум через производные и что-нибудь типа метода касательных. Результаты работы моего скриптика показались мне полезно-забавными. HTML-обертку к нему можно увидеть по адресу http://gornal.netbridge.ru/sistem.html .

Итак, вывод. Оптимальное соотношение затрат в специализированные корабли и техи (пары транспорты-карго, боевые корабли-випонз, прикрышка-шилда) в случае замедления технологий отличается от линейного (как в классическом случае) и выражается некоторой неэлементарной функцией, которая может быть крайне просто определена численно.

Примечание. Автор и редакция не несут ответственности за результаты использования на практике советов, вытекающих из содержания этой статьи.